ПОВРЕДИЛИ ТОВАР В МАГАЗИНЕ
Покупателям и продавцам приходится сталкиваться с проблемой порчи еще не купленного товара в магазине. Чаще всего это стеклянные изделия: бутылки, банки. Но случается, что разбитой оказывается дорогостоящая техника или аппаратура. Что делать, кто несет ответственность за разбитый товар?
В соответствии со статьей 459 Гражданского Кодекса РФ, ответственность за разбитый товар несет покупатель с момента передачи ему товара. Это происходит в момент выдачи покупателю чека. С этой поры магазин не будет возмещать ему ущерб.
Если же товар разбит до получения чека, то следует установить чья в этом вина.
Рассмотрим ситуацию:
Например банка компота случайно упала с кассового транспортера, или покупатель подскользнулся на полу или задел витрину, пробираясь в узком проходе мимо стеллажей, или товар был расположен на стеллаже неустойчиво, и взяв одну бутылку, вы разрушили всю конструкцию.
В этом случае ответственность должен нести магазин.
Если покупатель взял в руки товар чтобы рассмотреть и уронил, зазевался или тележкой снес товар, то этом случае в действие вступает статья 1064 ГК. В ней сказано, что покупатель обязан возместить причиненный вред в полном объеме. При этом покупатель освобождается от ответственности за не купленный разбитый товар, если докажет отсутствие своей вины. Поэтому здесь вы должны чётко определить причины произошедшего. Стоит учитывать, что ответственность за шалости детей в магазине (разбитый, сломанный или съеденный товар) так же несут родители. Статья 1064 ГК не позволяет гражданам безнаказанно ходить по магазинам, ломать и съедать все, что видишь и хочешь.
Если вы не считаете себя виновным и не хотите оплачивать товар, требуйте администратора и составления акта. Соглашайтесь с оплатой только через суд. Акт должен быть составлен грамотно: указаны причины произошедшего, ширина проходов, которая не должна быть менее 1.4 м между стеллажами, были ли какие-то посторонние предметы: коробки, ящики и т.д., загромождающие проход, неустойчивое расположение товара на стеллажах, скользкое покрытие пола и т.п. При этом охранникам или другим представителям магазина ни в коем случае не оставляйте свои документы или другие вещи в залог. Требовать документы могут только сотрудники милиции, но никак не продавцы или охранники.
Если чувствуете свою невиновность следует сделать видео или фото произошедшего и записать свидетелей. Также не лишним будет запросить жалобную книгу и сделать соответствующую оценку произошедшего.
Так же сообщите, что вы не намерены оплачивать стоимость товара, и если администрация желает, она может потребовать возмещения через суд. Вы имеете на это полное право. Если чувствуете свою невиновность и видите нарушения правил торговли со стороны магазина, можете пообещать хозяевам жалобой в Роспотребнадзор и Госпожнадзор.
В случае, если охранник магазина не выпускает вас до тех пор, пока вы не оплатите стоимость испорченного товара , напомните ему о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. Сотрудник охраны должен остановить вас вежливо и аккуратно. Если он действует грубо – то статья 203 УК РФ это как раз для него. Вежливо сообщите охраннику, что вы готовы возместить ущерб, но только после того как ваша вина будет доказана судом.
В 99% случаях инцидент будет исчерпан и никто судиться с вами не захочет, ведь ни один представитель администрации не пожелает лишние проверки в магазине, при которых могут вскрыться более серьёзные нарушения, за которыми последуют более солидные штрафы.
Магазин также может подать в суд. При этом обе стороны обязаны предоставить доказательства своей невиновности. Это может быть видеозапись или показания свидетелей.
В любом случае не теряйтесь и пытайтесь защитить свои права и у вас получится.