История книг уходит далеко в глубину веков. Раньше всех в деле изготовления книг продвинулись Древние египтяне. Постепенно с развитием человеческой культуры, возникла необходимость создания записей своей истории, записей событий.
Для сохранения записей люди использовали папирус, который научились изготавливать из тростника. С его высоких стеблей удаляли твёрдую оболочку, а сердцевину разрезали на длинные полоски. Полоски раскладывались вплотную друг к другу на смоченном водою столе. Сверху раскладывался второй слой полосок в поперечном направлении к первому. Сверху помещали пресс. Выделяющийся при этом сок прочно склеивал полоски.
Затем лист высушивали обрезали и покрывали мучным клеем. Папирус готов к написанию текста. Складывать такой лист нельзя, потому что он ломается. Поэтому письмена на папирусе сворачивались в рулон.
Потом папирус был вытеснен пергаментом, изготавливаемом из шкур домашних животных: телят, овец, коз.
Первыми, кто попытался изготовить книги печатанием, были китайцы, которые для этой цели использовали доски. На поверхности доски вырезались иероглифы или рисунки и получалось клише. Оно намазывалось краской и с помощью деревянного пресса, изображение переносилось на бумагу. Это были первые книги. И они являлись большой редкостью.Бумагу изобрели в Китае более 2000 лет назад. Долгое время рецепт изобретения китайцы держали в секрете.
Впоследствии уже в 15 веке был придуман способ печатания с помощью металлических букв, из которых складывался текст и переносился на бумагу. Ну, а первую книгу в середине 15 века таким методом, напечатал немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг – это была Библия, названная его именем.
На Руси ещё в далёкой древности велось летописание, зарождение которого относится к эпохе Киевской Руси. Первой сохранившейся русской летописью можно считать «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором в 1113 году. Летопись доводит до нас события на Руси тех лет. В XI веке написаны первые жития князей Бориса и Глеба, в которых понятен и совершенен литературный язык. Здесь описываются насущные проблемы современности, приводятся жизненные эпизоды.
В 80-х годах XII столетия написан знаменитый памятник литературы «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о неудачном походе князя Игоря в Половецкую степь, где его войско было разбито, а сам князь и его соратники были пленёны. На миниатюре изображена первая битва великого князя Игоря с Половцами.
К 1409 году по требованию митрополита «всея Руси» Киприана, священнослужители разных городов начали присылать свои летописи, которые велись в различных княжествах обособленно, в Москву, и в этом году была создана общерусская "Троицкая летопись", написанная на пергаменте.
Однако во время Наполеоновского нашествия в 1812 году, эта летопись безвозвратно сгорела. К концу ХV века, после освобождения русской зависимости от татаро-монгольского ига, летопись велась и при царском дворе и при митрополите. Эти летописи были более грамотны и обширнее.
В 60 годах XVI века на смену летописям пришла историческая повесть. Первыми из них были "Казанская история" повествующая о царствовании Ивана Грозного, и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
В середине XVI века была создана ещё одна обобщающая летопись, так называемая Никоновская. Эта летопись была очень красочно оформлена и составила 10 томов. Напечатана она была на лучшей итальянской бумаге, а над её созданием трудились десятки талантливых писцов и живописцев.
А первой печатной книгой в нашей стране был знаменитый "Апостол". На Руси было широко распространено писать и переписывать книги от руки. И занимались этим хлопотным делом монахи.
Впоследствии появились наёмные писцы, которые выполняли эту сложную работу на заказ и для продажи. Сначала это делалось на пергаменте, а потом на бумаге. Из-за экономии дорогостоящего материала, промежутки между словами не делали., использовали много сокращений.
В начале этой деятельности, было принято выводить каждую букву, отчего текст получался очень красивым со всевозможными завитками, а потом с ростом спроса на книги, стала использоваться скоропись, подчерк становился более размашистым и не всегда понятным.