ЭТИКЕТ ЗНАКОМСТВА
Правила этикета сложились ещё в глубокой древности и впервые были оформлены и опубликованы в древнем писании «Домострой». Они предусматривали правила поведения в обществе, включая правила общения и правила поведения за столом.
Современный этикет общения — это правила поведения, помогающие производить приятное впечатление и строить эффективное общение. Они включают в себя опрятность, культуру речи, вежливость и умение держаться в различных ситуациях. Этикет общения подсказывает, как вести себя в социальных сетях, переписываться по электронной почте, пользоваться гаджетами и так далее.
Любые правила общения начинаются с этикета знакомства.
По правилам представления в обществе представляют: мужчину — женщине, младших по возрасту и положению — старшим, пришедших позже — уже присутствующим.
При этом человек, которому вы представляете незнакомца, упоминается первым, а тот, кого вы представляете, — вторым. Пример: Татьяна, познакомься — это Даниил, Алексей Михайлович, это Женя.
Следуя этикету знакомства уместно давать краткие сведения о них: это мой друг Кирилл, он доктор. Это моя коллега Людмила. Так вы дадите понять, в каких отношениях состоите с каждым из собеседников, и предоставите им тему для беседы в ваше отсутствие: Так, значит, вы врач? Приятно очень!
Соблюдая правила представления в обществе, руку для пожатия первым подаёт человек, которому представили незнакомца, женщина — мужчине, старший — младшему и так далее.
По правилам делового этикета знакомства первым всегда подаёт руку руководитель. Даже если подчинённый — женщина.
В разговоре с малознакомым человеком не стоит касаться личных тем, типа: Какая у вас машина? Сколько вы зарабатываете? Слышал, ваша жена больна? Верите ли вы в Бога?
Удачную тему для непринуждённой беседы всегда можно найти: погода, кино, кулинария, домашние животные, искусство, наука, путешествия и тому подобное.
Соблюдение этикета слушания – важная и очень трудная сторона этикета общения. Все мы с детства знаем, что нельзя перебивать собеседника, но, наверное, нет ни одного человека, который мог бы о себе сказать, что он неукоснительно следует этому правилу. Особенно много нарушений правил этикета общения наблюдается именно со стороны слушающих. Умение слушать внимательно и терпеливо своего собеседника – привычка, которую надо неустанно тренировать.
Старайтесь в транспорте не разговаривать по мобильному телефону. Вряд ли вашим попутчикам интересны подробности вашей личной жизни. Возможно, они хотят вздремнуть или читают интересную книгу. Если кому-то нужно что-то срочно сообщить, напишите SMS.
Принимая гостей, не оправдывайтесь: у меня тут небольшой беспорядок, дети вечно всё разбрасывают, у нас ремонт, поэтому везде коробки. Впуская человека в свой дом, вы выказываете ему своё доверие.
Ваш гость должен уважать это и принимать ваше жилище таким, какое оно есть. Сажая гостей за стол старайтесь придерживаться правил этикета за столом.